Лед тронулся, господа присяжные геймеры – будущее наступило, хотим мы этого или нет. То, о чем пресса намекала еще лет пять тому назад, свершилось незаметно, вылезло на свет божий отвратным Горлумом – и забираться обратно в свою вековечную тьму не спешит. Я говорю даже не про засилье одинаковых стрельбищ в серо-коричневых палитрах. Не о выживших из ума японских геймдизайнерах, что приравнивают в своих ксенофобских головах вылетающие из гигантских куриц циферки к выстрелу из базуки. О эпизодической дистрибуции говорю вам я – вот кто знает более 9000 сравнительно честных способов отбора кровных народных денег.
Эта ласточка, голубушка, подружка, пришла к нам не с ожидаемой нежностью воспоминания о чудных днях мега-драйва. О нет, она – и имя ей Sonic 4 Episode 1 (далее уменьшенное до шахматного E2-E4 S4-E1) – явилась коварной медузой-Горгоной, превращающей в камень все желания вернуться в короткоштанный мир детских радостей. Для ввержения отдельного индивидуума в пучину разочарования и трепет от надувательства нужно ей всего-то часа два-три – примерно за такой срок взрослый человек разносит космическую базу Роботника/Эггмана, оставаясь наедине с обещаниями хорошо жить во втором эпизоде. И уже обязанностью каждого взрослого индивида становится анализ произошедшего с ним. Чтобы избавить вас от оного несчастья, расскажу, почему такую капусту есть грешно.
К четвертой части общественности наконец дали понять: Соник-то – уже пенсионер. Взгляните на его походку, на ноги колесом. Это поступь человека, не евшего шесть дней, это шаг бывшего члена Государственной Думы – но никак не спринт самого быстрого насекомоядного на свете. И живет еж своим прошлым. Мир окружающий соткан из воспоминаний больше, чем книги Марселя Пруста. Каждая из четырех зон уже являлась в памяти одряхлевшего бегуна – где-то в промежутке между первым и вторым выходами колючего на сцену, а главная идея, помогающая прохождению – автоматическая наводка на врагов в прыжке – вытащена из списка достоинств Sonic Adventure. Дюжина лет давности минимум и засаленный плед. Что в таком возрасте может заставить тебя обуть красные кеды и вернуться к разборкам с усатой смесью Воробьянинова и Паниковского? Тут впору проставлять звездочки – одну две, четыре, лучше всего пять – и отправлять в заслуженные подвалы Xbox Arcade и разных прочих Virtual Console. Но спасение утопающих пенсионеров, как известно, дело маркетологов и следственной комиссии несчастных (или, наоборот, прикормленных) рецензентов.
Не уразумейте неправильно – S4-E1 – далеко не самое худшее, что может произойти в жизни измученного «Нарзаном» человека. Я неплохо провел в здешней суете сует целый первый час – две с половиной зоны, пока не наткнулся на живой пример трендированного опиума для народа... самую натуральную головоломку. Не надо описывать суть той задачи, не важно, скольких жизней она мне стоила (все потому, что отключить Time Up здесь почему-то нельзя). Главное осмыслить, отремонтировать этот провал между двумя несоединимыми понятиями – Sonic и головоломки. И связать воедино, и сшить ткань игры. Если вы сможете - вопросов не имею, езжайте на извозчике. Если же галактическая удаленность пары сих сентенций друг от друга претит вам как ресторанные огурцы по пятаку – вы меня поймете – и согласитесь на таксо.
По счастью пост-головоломочный пробег все так же скоротечен и не таит в себе кладезь новизны. Четыре мира по три зоны вкупе с финальной битвой – это конечно ненамного меньше, чем семь миров по два уровня в прекрасной Sonic Rush. Только вот нет тут того чудного саундтрека (исключение мелодии из Green Hill Zone можно приравнивать к уголовному преступлению), безумная динамика просыпается через два скачка на третий, чтобы закончиться внезапно, а хотя бы один напарник потерян в процессе транспортировки. Чего же ради терпеть мытарства? Пара отличных находок – переворачивающиеся карты на одном уровне, шестеренки на другом – да финальный босс. Этот гигант мысли и отец русской демократии, правда, тоже целиком экспроприирован у одной из предыдущих частей. Но, как и полагается, высосать десяток жизней он способен непринужденно, вальяжной поступью (намек, студенты). И на том спасибо.
Говорят, в будущем эксклюзивных игр не будет совсем. Картонная коробка со шпионом внутри будет ползать на любой консоли. Семнадцатилетние мальчики с амнезией смогут найти свои кристаллы даже на персональном «макбуке». Так вот и «Первый Эпизод», вышедший аж на четырех популярных платформах – это попытка угодить всем. Про подачки для ветеранов уже написано изрядно. А вот для неофитов на блюдечке с голубой каемочкой преподнесены многочисленные колечки и чекпойнты, сохранение после каждого этапа и возможность перепроходить каждый отрезок на лучший рейтинг. Не стелется под всех только цена – адекватных денег S4-E1 стоит разве что на iPhone, но там, как и на Wii, вы не получите графики в высоком разрешении. Наверно, SEGA считает, что с деньгами надо расставаться непринужденно и без стонов по поводу качества продукции.
Синдром старого критика – это когда разносишь чье-то творение на корню, вместе с тем проведя с ним вполне приятные часы. А просто так, потому что багаж культурный давит, не можешь не по лжи потому что. Все, кому подобное состояние души незнакомо, могут иметь иное мнение о предмете рецензии. И будут в чем-то правы. Но оправдывать людей, за год работы выдавших пол-игры, не выдерживающие никакого сравнения с Little Big Planet и New Super Mario Bros – все равно, что пачкать хрустальную мечту детства грязными руками. А именно эту операцию Такаши Лизука и его команда проделали с Соником, которого мы все так любили. Снимите шляпы, обнажите головы, вынос тела можно не откладывать, командовать парадом некому.
Талисман SEGA - не первый знаковый сериал интерактивных развлечений, шагнувший в мрачный мир подачек, выпрашиваний и долгого ожидания очередной детсадовской порции. Уже была одна Игра Года, чье продолжение оказалось разбито на три части. Но мистер Фримен не эксплуатировал своих собственных фанатов, беря за трехчасовое свидание цену тещиных бриллиантов. Так, как это делает золотой ежонок – символ нашего с вами будущего, где легкое обогащение – главная ценность. В какой-то степени S4-E1 выполняет свою миссию – он может промелькнуть в душе ностальгиста яркой вспышкой. Но вспышкой той, о которой на западе говорят – All flash, no substance. В нашей обширной стране держат немного другое слово: Мы бы взяли такого Соника частями. Но нам нужно сразу.[6]